Размер шрифта: A A A A
Цветовая схема: A A A
Обычная версия

Адаптация к детскому саду

Сведения об образовательной организации

Сегодня перед родителями детей 2-3 лет стоит проблема устройства ребенка в детский сад. Огромные и долгие очереди за путевкой в садик, проблемы с прохождением медицинской комиссии. Родителям кажется, что успешное решение этих вопросов знаменует счастливый конец "истории" под названием "Устраиваем ребенка в детский сад". Многие и не подозревают, что заключительным и самым важным эпизодом в этой хлопотливой истории является адаптация ребенка к новым условиям детского сада. Ведь с момента поступления ребенка в садик, начинается более самостоятельная жизнь малыша. Ребенок попадает не просто в новые условия, а в новую психологическую атмосферу, приобретает новый статус. От того, как пройдет адаптация ребенка к дошкольному учреждению, зависит многое в его социально-психологической сфере дальнейшей жизни. Адаптация – это ломка старых стереотипов. С самого рождения ребёнок находится под непрерывной опекой мамы и родных людей, с которыми живёт. За первые два года у него сформировались элементарные какие-то определённые представления об окружающей его среде, он привык к определённому ритму жизни дома, к тем требованиям, которые предъявляют к нему взрослые. Попадая в новые условия, любой человек, тем более ребёнок, испытывает стресс, сталкиваясь с новыми людьми, обстановкой и т.д., одним словом ему нужно привыкнуть (адаптироваться) к этим новым условиям жизни.

Детский сад – для ребёнка это очень важный и новый период жизни. Прежде всего, первый опыт коллективного общения, отличная от домашней обстановка, незнакомые люди, другой ритм жизни, другая организация этой жизни. Дети реагируют на такие изменения по-разному, ведь каждый ребёнок индивидуален, у каждого из них свой путь развития. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают плакать и капризничать. Двухлетки не могут контролировать и сдерживать свои чувства, поэтому могут проплакать в группе и час, и два, и целый день.

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

· Тревога связанная со сменой обстановки и режима. Двухлетние дети очень тяжело расстаются с мамой, которая дома могла в любую минуту придти на помощь, в детском саду ребёнка встречают пусть и доброжелательные, но чужие люди; ребёнку трудно принять нормы и правила жизни группы, в которую попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она была не так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в детский сад.

· Отрицательное первичное впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в детском саду.

· Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Это проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.

· Отсутствие навыков самообслуживания. Сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

· Избыток впечатлений. В детском саду малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого плакать, капризничать, нервничать.

Адаптация бывает лёгкой (1-2 недели), средней (от2х недель до 2,5 месяцев), тяжёлой (от трёх месяцев до полугода). Этот период для ребёнка опасен частыми заболеваниями простудного характера т. к организм в стрессовой ситуации очень сильно ослаблен, снижается иммунитет, а также нервными срывами в силу особенностей детей данного возраста: повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность, им легко передаётся настроение взрослых и других детей. Дети легко заражаются настроением окружающих сверстников. Стоит заплакать одному, как начинает плакать вся группа.

Как же уменьшить стресс ребёнка?

Идеальным вариантом, конечно же, является предварительное знакомство с воспитателем, обсуждение с ним особенностей ребенка. В некоторых садиках разрешают 2-3 дня приходить в группу с ребенком вместе, знакомиться с детьми, игрушками. Если такой возможности нет, то ребенка лучше оставлять не больше чем на 2 часа.
Двухлетку можно отвлечь игрушками, но любое напоминание о матери и близких, вызывает плачь.

Каждый раз после прихода из детского сада спросите ребёнка о том, чем он сегодня занимался, что ел, какими игрушками играл и т. д., акцентируйте внимание на положительных моментах так Вы сформируете у детей позитивное отношение к детскому саду.

Желательно укладывать ребёнка спать пораньше, подольше побыть с ним перед сном. В выходные дни следует придерживаться режима дня принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

Ошибки родителей в период адаптации:

Неготовность родителей к негативной реакции ребёнка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребёнка, растеряны, ведь дома ребёнок легко соглашается идти в детский сад. Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Хуже, если ребенок будет в молчании забиваться в угол. Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы практикуют подобный тип реакции при расставании с ребенком утром, когда ребенок уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик. Ваша уверенность и спокойствие передадутся ребенку равно как нервозность и волнение.

Другая ошибка – строгость. Многие родители начинают ругать ребёнка за слёзы. Это не выход из ситуации. От взрослых требуется только терпение и помощь.
Ещё одной ошибкой является постоянное пребывание в состоянии обеспокоенности, тревоги. Дети моментально чувствуют беспокойство мамы и реагируют на него тем же.